Почувствовать на скорости или на холостых оборотах какие-либо посторонние вибрации по кузову автомобиля, или услышать непривычные звуки крайне неприятно, особенно, если запланирована дальняя дорога. Помимо серьезного психологического давления, это может спровоцировать опасную ситуацию на дороге, так как неожиданно возникшая вибрация – признак серьезной поломки авто.
Вибрация – это механические колебания при смещении равновесия центробежных сил вращающихся деталей. Ощущаются по всему жесткому корпусу машины, в том числе на руле, при нарушении баланса между вращающимися деталями или их повреждении. Вибрация в автомобиле всегда присутствует, так движущие механизмы в момент движения соприкасаются с другими деталями, создают разнонаправленные воздушные потоки. Определить превышение стандартного минимума, свидетельствующего о неисправности достаточно сложно. Основным параметром являются собственные ощущения – довольно субъективный критерий, специальных приборов на данный момент нет. Выявить опасность нередко не под силу даже опытным водителям, не говоря уже о новичках, впервые севших за руль.
Что можно сделать самостоятельно или необходимо посещение СТО, поможет выяснить следующий алгоритм:
- Определить, в какой момент возникает вибрация – при движении или на холостом ходу
- Установите автомобиль в неподвижном состоянии.
- Переведите ручку КПП в нейтральное положение.
- Выключите сцепление.
- Прибавляете газ плавным движением.
Если после перечисленных действий вибрация на холостом ходу ощущается, оцените ее силу. Необходимо устранение неполадок, если:
— предметы, находящиеся на торпеде, вибрируют с такой силой, что валятся на пол машины;
— даже при легком прикосновении к рулевому колесу чувствуется сильная тряска;
— зеркало заднего вида дребезжит настолько сильно, что не удается поймать сфокусированное отображение.
Вспомнить момент появления – возможна взаимосвязь с недавним ремонтом или аварией, или же тряска присутствовала уже во время покупки.
Например, вибрация могла возникнуть из-за перегревания деталей при экстренном торможении. К примеру, дребезжание могло появиться после резкого торможения из-за перегрева каких-либо деталей. Также автомобиль может вибрировать при попадании влаги на тормозной диск, в результате происходит снижение температуры диска ниже допустимых значений и его деформация.
Прислушаться к работе двигателя
Неправильно настроенный или неисправный двигатель можно оценить при работе вдвоем, при этом один человек оценивает вибрацию в салоне, а второй в это же время рассматривает подкапотное пространство. Учитывается ровность, бесперебойность работы, без периодических «засыпаний» и «всплесков».
Чтобы избежать неприятных последствий самостоятельного ремонта в виде ожогов или травм, следует соблюдать простые правила.
Правила безопасности при самостоятельной диагностике тряски:
- При осмотре и прощупывании деталей нужно помнить, что некоторые части способны сильно нагреваться при работе, следует избегать таких мест.
- Для осмотра снизу автомобиль должен быть установлен и зафиксирован на прочных опорах в стабильном положении.
- При осмотре на трассе с оживленным движением необходимо стать на обочину или максимально к ней близко и установить знак аварийной остановки.
Ход поиска источника вибрации
Прежде всего, следует разобраться, когда именно появляется вибрация: только во время движения или при остановке, усиливается ли при снижении-увеличении скорости. Сделав выводы, легче найти источник. Все причины, вызывающие вибрацию, можно разделить на несколько больших групп:
В качестве примера можно привести вентили колеса, создающие отклонения (незначительные).
- нарушения технологических параметров — Детали не совпадают по размеру или строению.
- как результат эксплуатации — С течением времени механизмы изнашиваются или происходит их деформации.
Последовательность действий следующая:
- Поочередно осматривается выключенный, затем включенный двигатель. После этого оценивается состояние подвески и выхлопной системы.
Иногда защита двигателя вплотную установлена к самому двигателю и прикасается к нему, в результате также возникают сильные колебания.
- Возможная неполадка заключается в нарушении резьбовых соединений или ослаблении винтовых механизмов.
Необходимо проверить сцепку резьбы и подтянуть винты.
- Оценивается усиление вибрации при включении вентилятора.
Плохо отрегулированный механизм или поломка могут вызывать повышение уровня вибрации.
- Следующий шаг – выжимание сцепления и установка ручки КПП в нейтральное положение.
Если при работе на холостом ходу проблема остается, то необходимо проверить корзину сцепления, маховик, коленный вал и все детали АКПП.
- При наличии вибрации только при движении проверяется ходовая часть или трансмиссия.
- Рулевое колесо может вибрировать при неверной разбалансировке колесных дисков.
При вибрации рулевого колеса необходимо проверить их установку.
- Вибрация, возникающая на кузове только в момент торможения – повод для проверки деталей барабанов, дисков и ступиц.
Тряска кузова автомобиля на низких скоростях свидетельствует о нарушении баланса колес, для подтверждения теории стоит поменять колеса местами.
- Проверка текущего состояния виброизоляторов – обязательное действие для диагностики.
Любая трещина, скол, отвердение или изношенность вызывает тряску. При недостаточно хорошем состоянии для эксплуатации требуется их замена.
Основной причиной, как правило, все же является дисбаланс при взаимодействии вращающихся механизмов.
К таковым «парным» деталям в машине относятся:
- маховик двигателя и коленчатый вал;
- вентилятор отопителя или радиатора;
- барабаны и тормозные диски;
- шатуны мотора и поршневая система.
- карданный вал
- дисбаланс колес
Одним из основных методов снижения вибрации кузова является балансировка.
При этом происходит восстановление баланса деталей, создающей посторонние колебания. Сначала вибрацию пытаются устранить уравновешиванием более «легкой» и более «тяжелой» частей машины. Делают это следующими способами:
- Динамический.
Подходит для всех деталей, сам процесс заключается в силовом вращении механизма, необходима специальная аппаратура. Все неисправности отображаются на экране компьютера. Отличается высокой точностью диагностики.
- Статический.
Можно осуществить самостоятельно, специальное оборудование не используется, с помощью подручных средств прибавляется — убирается дополнительный вес и опытным путем находится оптимальный уровень. Результат, естественно, недостаточно точный, к тому же проверить можно лишь не все детали.
Заключение:
Внимательное отношение к автомобилю и своевременное устранение неполадок позволяет избегать опасных ситуаций на дороге и увеличить срок службы авто.
Оставить комментарий