Размеры кислородного датчика не самые великие, устройство механизма также не отличается сложным исполнением, тем не менее, его функции в работе двигателя играют важную роль. В связи с этим, износ кислородного датчика, особенным образом отразится на работе всей моторной системы. Данная неполадка существует с того момента, как появились инжекторные двигатели, поэтому для владельцев подобных автомобилей это постоянная, непримиримая борьба. Ниже постараемся разобраться, что входит в основные задачи механизма, как провести диагностику поломки и заменить изношенный кислородный датчик.
Принцип действия кислородного датчика. Его основные функции
Содержание
Кислородный датчик носит название, не соответствующее его реальным функциям. Он реагирует совсем не на то вещество, в честь которого был назван. Монтаж устройства осуществляется в области системы выхлопов, в непосредственной близости от катализатора. Оборудован электродом, местоположение которого определяется внутренней полостью системы выхлопа.
Газы, выделяемые в результате сгорания топлива, направляются в выхлопную систему, где кислородный датчик, захватывая частицы не израсходованного горючего вещества, заряжается электричеством, сигнализируя об этом контроллеру, по средствам передачи напряжения незначительного размера. Блок управления двигателем, в свою очередь, проанализировав полученную информацию, определяет решение, в соответствии с которым устанавливается соотношение и регулировка состава горючей смеси и выбранного режима работы двигателя, в настоящий момент.
В задачи кислородного датчика входят постоянный контроль данного соотношения, чтобы добиться идеального состава горючей жидкости. Таким образом, он, на постоянной основе, осуществляет мониторинг соотношения горючего и воздуха, в соответствующем режиме эксплуатации автомобиля.
При нарушении работоспособности кислородного датчика, прекращается поступление сигналов о происходящей ситуации, контроллер больше не снабжается сведениями касающиеся состояния выхлопов, за этим следует установление режима аварийной работы двигателя. Состав топливной смеси больше не поддается контролю, следовательно, его транспортировка осуществляется исключительно для поддержания работоспособности ДВС.
В результате, потребление горючей жидкости повышается (увеличивается расход топлива), при этом условия функционирования двигателя становятся не самыми благоприятными. Передвигаться в дальнейшем, в подобных условиях, чревато нарушением работы силовой системы. Этот режим позволяет доехать до станции техобслуживания, не больше.
Нарушение работоспособности кислородного датчика
Все детали автомобиля имеют свой срок годности или срок износостойкости. Кислородный датчик не исключение. На случай выхода его из строя, на приборной панели имеется специальный индикатор, сигнализирующий об этом Check—Engine. Он дает ясно понять, что двигатель находится в режиме аварийного функционирования.
Для конкретизации проблематики, осуществляются мероприятия по выявлению проблемы при помощи диагностики, по средствам бортового компьютера. Аппаратура должна определить наименование ошибки, получив которую, можно воспользоваться техническими документами, прилагаемыми с автомобилем, для понимания причины нарушения. Если это был кислородный датчик, проводится безотлагательная замена.
В чем причина износа?
Смесь газов, которая выделяется при обработке горючей жидкости, является достаточно сложной структурой, с богатым составом. Данный состав может содержать элементы, влияющие, на электроды датчика, негативным образом. Природа появления подобных примесей может быть различной, но основная причина — это покупка бензина, изначально не качественного, на станциях, не проверенных долгим использованием.
К сожалению, подобных заправок не так мало. В результате длительной эксплуатации, большое воздействие оказывают процессы окисления, что влечет к снижению работоспособности, выражаемое в передаче данных, не устраивающих нормальную работу двигателя. Осуществляется переход на аварийный режим эксплуатации.
Но это не единственная причина, по которой перестает функционировать кислородный датчик. Распространенным источником является изношенная прокладка головки блока цилиндров. В результате этого, в камере сгорания образуется антифриз, что не приемлемо. Неизвестное химическое соединение, впервые попавшее в систему выхлопа, снижает износостойкость, приводя к быстрой потере работоспособности датчика.
Установка нового кислородного датчика
В общем, установка нового кислородного датчика не представляется сложным мероприятием. В работе потребуется эстакада или смотровая яма, в зависимости от возможностей. Особое значение играет плотная фиксация транспортного средства, так как безопасность, при любой работе, является самым главным направлением. В противном случае, непредвиденное перемещение, может привести к серьезным травмам.
- Далее проводится работа с аккумулятором. От нее отсоединяют «минусовой» провод. Такие мероприятия являются неотъемлемой частью работы с электроникой. Если этого не сделать, то возможно образование короткого замыкания. Провод контакта датчика с основным компьютером требуется отсоединить. Проведя данные мероприятия, можно говорить о готовности к замене.
- Крепеж датчика ослабляется соответствующим ключом. Чтобы избежать получения ожогов, все мероприятия проводятся на двигателе в холостом режиме. В случае отсутствия продвижения в демонтаже, прикладывать излишние усилия не следует, иначе можно повредить катализатор, что только повысит расходы на ремонт системы выхлопа.
Здесь велика вероятность появления прикипевших соединений, удаление которых целесообразнее проводить с помощью тормозной жидкости или керосина. Как правило, такие процессы сопровождаются образованием ржавчины, которая под воздействием данных веществ, частично растворяется, что позволяет выкрутить кислородный датчик. Как правило, подобный подход решает проблему.
Открутив датчик, он извлекается вместе со штекером из-под капота. Далее, устанавливается новое устройство, с последующим подключением. Закручивание элемента должно быть максимально плотным, иначе возможна низкая герметизация, которая станет причиной образования отверстия, являющееся источником постороннего звука, при работе двигателя.
Видео
В общем, это все что нужно знать о кислородном датчике и его замене.
Помнится, что когда я впервые узнал о кислородном датчике, тоже долго репу чесал, думая, зачем он нужен в автомобиле, пока не узнал его реальное предназначение. Насчет износостойкости постоянно слышу разные мнения. У меня, например, на Hundai Solaris лямба зонд уже 6 лет верой и правдой служит. Знакомые даже удивляются. А я просто говорю, что нужно следить, какой бензин покупаешь и все.
Не знаю в чем проблема,но мне меняли кислородные датчики уже 2 раза за 4 года. Думаю,стоит самому попробовать, может в этом косяк сервиса есть(оказывается первый раз его даже не меняли,а чистили. Так можно вообще?). Тем более у вас тут все доходчиво о установке нового написано, не так это и тяжело. На мой взгляд стоит выбрать датчик соотношения «воздух — топливо»,это будет оптимальным вариантом. Ведь циркониево-оксидные датчики при меняющихся условиях (например резкое ускорение,торможение) подают недостающее или слишком большое количество топлива, что приведёт к минимализации эффективной работы каталитического нейтрализатора. А титановые датчики, несмотря на свои преимущества, не везде можно установить, то есть только вместо титанового.
У меня лямбда медленно выходила из строя. Было ощущение, что тяги в двигателе нет, топишь в газ, а авто не разгоняется. А на следующий день снова нормально. И такие качели постоянно. А потом при прохождении техосмотра на проверке выхлопа показатели были выше нормы. Вот тогда на сервисе механик сказал мне, что это все из-за лямбда-зонда было. Поменяли — и машина летает.
У меня лямба зонд полетел через год после покупки Форд Мондео. Оказалось, брак. Заменили по гарантии. Не советовал бы шутить с такой штукой как кислородный датчик. Многие вообще не знают, зачем он нужен, пичкаются каким-нибудь дешевым бензином, а потом удивляются, почему движок дохнет. Так то заменить его и самостоятельно не сложно, в умелых руках на все уйдет не больше 20 минут.
Я сам то до покупки автомобиля вообще не представлял из каких датчиков, частей состоит авто. После первых поломок стал более менее понимать что к чему приходиться. О кислородном датчике ни когда не слышал и даже представить себе не мог что таковой вообще имеется. За все время эксплуатации автомобиля он ни разу меня не подводил, хотя катаюсь на своей ласточке уже не первый год, и ездил в разные погодные условия. Бензин всегда лью 92. Хотя марка бензина тут не столь важна, главное заправляться на качественных заправках, а не скупать бадяжку в деревнях, да и за машиной следить. Тогда о многих проблемах можно вообще забыть, включая и данный датчик. Всем ровных дорог)))
Ох была у меня WV BORA она слабая на все эти датчики, как же я намучился с этим датчиком менял по 2 раза в год, ставил и оригинал и китай, все летели и летели. Потом переехал в другой город, начал использовать другой бренд заправок всем известную синего цвета, и вот уже 1.5 года перестала меня беспокоить данная беда. Поэтому мужики у кого есть такая проблема действительно начнитесо смены поставщика топлива!
В некоторых моделях при проблемах с кислородным датчиком ЭБУ просто переводит автомобиль в аварийный режим. То есть, просто загорается «чек энжин» и вместо реальных данных с датчика используется некое среднее значение. Могу сказать, что в данном режиме даже не все замечают выход из строя этого лямбда зонда, а выясняется это только на станции ТО, куда приезжает владелец авто, поскольку ему надоело ездить полгода с горящим «чеком».
Можно конечно при желании и забить на лямбда зонд, и даже не обращать внимание на неисправность, но это при передвижении до 40 кмчас, однако это гарантированное убийство поршневой группы. Топливо-воздушная неподконтрольная смесь, мало того, что повысит детонацию, так еще запросто может привести к разрушению элементов камеры сгорания, — это простое нарушение работоспособности кислородного датчика.