Система ГБО — газобаллонное оборудование для автомобиля, видео

Главная » Автожизнь » Система ГБО — газобаллонное оборудование для автомобиля, видео

Немного о системе ГБО автомобиля

Установки, работающие на использовании газов, получили распространение относительно недавно, в середине XX века. Через несколько десятков лет их начинают внедрять не только в двигательные системы легкового автомобиля, но даже в грузовики и автобусы, а потом во внедорожники и минивены. Использование системы ГБО объясняется сейчас довольно просто: газ дешевле бензина. Но изначально газовые установки начали применять в автотранспорте исключительно из экологических соображений.

система ГБО

В настоящее время устанавливаемое в автомобили газовое оборудование (ГБО) использует газ трёх видов. Это пропан, бутан, метан.
Метан намного легче воздуха, практически не растворим в воде. Он добывается в месторождениях под землёй, затем его фильтруют, одорируют. Для использования этого газа в качестве топливной смеси его следует сжимать от 200 до 250 атм., а потом содержать в баллонах, имеющих повышенную прочность и довольно высокий вес. При достижении в окружающем воздухе концентрации в 4,4% метан становится взрывоопасным, но накопиться он может только в замкнутом пространстве. Его основное преимущество – это невысокая стоимость, но при этом для его использования применяется весьма дорогое ГБО, требующее специального разрешения, поэтому в нашей стране метан, как топливо, не прижился.

Пропан – вещество из разряда органических, оно выделяется во время переработки нефтепродуктов, или выделяется из природного газа. Чтобы произвести топливную смесь пропан смешивают с этаном и бутаном, а потом, смесь сжиженного состояния размещают в баллонах под давлением 10 — 15 атм. Пропан является углеводородным соединением, которое намного тяжелее воздуха. Взрывоопасным становится при содержании в окружающем воздухе свыше 2,1%. Преимущественный перевес перед бутаном у пропана. Пропан намного плотнее, и потому долговечнее. Расход у пропана намного ниже, чем у бутана.

Если сравнивать систему ГБО с бензином, то они имеют перед ним ценовое преимущество. Поэтому применение газа в автомобильной отрасли становится год от года всё шире. Газовое топливо позволяет экономить примерно 15% суммы, потраченной на бензин. Таким образом, установленное на машину газовое оборудование должно окупиться примерно после пробега в 20 тысяч км. Но если автомобиль за год проходит менее 15 тысяч км, то стоит подумать, имеет ли смысл переход на газовое оборудование.
Нельзя не отметить и экологическую безопасность автомобильной системы ГБО. Двигатель, функционирующий на газе, выбрасывает в атмосферу в 2 раза меньше, чем бензиновый, загрязняющих веществ. Газ не так пагубно влияет на человеческий организм, как бензин. Выхлопы газа не содержат свинцовых соединений, намного меньше, чем у бензина, содержится в выхлопах газа и СО. Двигатели машин, потребляющих газ, намного бесшумнее, равномернее и дольше работают, меньше потребляют масла.
Автомобильная система ГБО вмещает большой объём топлива, на котором срок езды без заправки намного увеличивается. К тому же, установлено, что износ деталей с изначально приспособленным под ГБО двигателем, замедляется.

Недостатки системы ГБО

Вместе с преимуществами заправка автомобиля газом имеет и недостатки.

  • К ним относится пока не очень высокая доступность газовых заправок и центров, которые бы обслуживали машины с системой ГБО, во всяком случае, в провинции.
  • Весомый фактор, снижающий интерес к использованию газа в виде топлива у многих автовладельцев – это падение мощности автомобиля. Разгон и общая динамика снижаются почти на 5%. Но длительный расход голубого топлива этот недостаток компенсирует.
  • Учитывая специфику сухого сгорания газового топлива при очень высокой температуре в камере, некоторые, особо чувствительные участки перегреваемых двигателей, например, клапаны, изнашиваются интенсивнее.
  • Для сгорания газа требуется более высокая температура, на это уходит часть энергии.

Главным минусом использования системы ГБО в автомобилях является существенное снижение объёмов багажника, в который установлено газобаллонное оборудование.

Газ — взрывоопасное вещество, но соотношение с воздухом должно быть достаточно высоким, и при движении автомобиля или на уличной стоянке скопление взрывоопасной смеси не произойдёт.

К тому же, газ намного опаснее бензина, поэтому система ГБО требует постоянного и неусыпного контроля и диагностики. Важно всё, до возможных малейших перспектив поломок, устранение которых обойдётся намного дешевле до их возникновения.

При переводе автомобиля с бензина на газ все недостатки, к сожалению, будут очевидны сразу же, а вот чтобы убедиться в достоинствах замены, нужно время. В конце концов, газ всегда был и, скорее всего, будет дешевле бензина, а расходуется он намного медленнее, и установившим систему ГБО в свою машину в первое время придётся уповать только на такой вид экономии. Впрочем – выбор за автовладельцем. Ему выбирать: сначала вложить деньги, а потом возвращать их, наматывая тысячи километров, или постепенно расставаться с деньгами, оплачивая дорогой бензин.


Видео о системе ГБО

Цена на топливо всё время растёт, что наблюдалось всегда, но сейчас, во время кризиса, это особенно ощутимо. А в последнее время к качеству отпускаемого на АЗС топливу очень часто автовладельцы предъявляют претензии. Если речь идёт о бензине, то где гарантия, что вместо АИ-95 в бачок драгоценнейшего автомобиля не попадёт АИ-92? Никто такой гарантии дать не может. И всё чаще и чаще приходится слышать о переводе транспорта на голубое топливо с установкой соответствующего оборудования (ГБО).


Газовое автомобильное оборудование представляет собой систему, которая применяет сжиженный газ, а не бензин в качестве топлива. Отрадно, что газовое оборудование можно устанавливать параллельно с существующей бензиновой системой. В систему ГБО входят баллоны с газом. Они бывают разных форм и размеров. Обычно встречаются цилиндрической формы, иногда округлые, и тогда баллоны устанавливают в ниши для запаски. В салонах машин монтируют переключатели для смены топливных режимов.

Важное место в системе ГБО отводится редуктору-испарителю. В его функции входит подогрев, а затем испарение газа с целью снижения его давления. Когда машина использует бензин, или когда она простаивает, газ перекрывается электромагнитным клапаном с фильтром. Чтобы прекратить поступление бензина, и использовать газ, в машинах карбюраторного типа тоже устанавливают электромагнитный клапан, в инжекторных автомобилях прекращение подачи топлива осуществляет эмулятор форсунок.

Присоединение шланга для безопасной заправки газом обеспечивается заправочным выносным устройством, врезаемым в задний бампер. Если газовое оборудование повреждается, то утечку перекрывает мультиклапан. К комплектующим системы ГБО относятся ещё и газовые магистрали, выдерживающие повышенное давление. В комплект должны входить дозаторы, смесители, газонепроницаемые кожухи, крепёж. Всё-таки, и о муфтах и кронштейнах, газопроводах, гайках и хомутах, штуцерах, переходниках, рукавах и ниппелях забывать тоже нельзя.

Работает ГБО подобно бензиновому: газ из ёмкости подаётся в магистраль. В жидком состоянии он поступает в клапан-фильтр, где проходит очистку. Потом очередной этап — голубое топливо подаётся в редуктор-испаритель. До 1 атм понижается давление, после чего по шлангу через дозатор голубое топливо подаётся в смеситель.
Газобаллонное оборудование для машин с инжектором отличает от карбюраторных отсутствие клапана. Вместо клапана – форсуночный эмулятор, который имитирует работу бензинового. У ГБО последних поколений имеются газофорсунки. Они и осуществляют поставку голубого топлива в коллекторы, а также выполняют функцию эмулятора.
Практикуется два вида подключения ГБО. Один из них – классический: если газ поступает в карбюратор (инжектор). Достаточно традиционный способ, он менее дорогой для установки, быстроокупаемый. Однако такая схема обладает существенным недостатком: в результате переключении режимов получается низкокачественная смесь, что может пагубно влиять на двигатель, его износ.

Ещё одна схема подключения – последовательным способом, при котором газ поступает в форсунки. Они располагаются рядом с бензиновыми. Вторая схема более дорогая, но считающаяся на сегодняшний день лучшей.

И всё-таки, почему ГБО используется автомобилистами? Разумеется, важную роль играет цена на газ. Она гораздо ниже стоимости бензина, примерно в 2 – 3 раза. Это означает, что на сжиженный газ автовладелец израсходует в несколько раз меньше денег из семейного бюджета. Экономия получается весьма значительной.
В то же время бывалые автовладельцы утверждают, что расход у газа немного больше, чем расход у бензина, примерно на 10% составляет разница. И учитывая это обстоятельство, целесообразность установки ГБО имеет место только для транспортных средств, которые ежегодно пробегают не менее 15 тыс. км. При меньшем пробеге установка ГБО на машину не рекомендуется: никакой экономии не получится.

Есть у ГБО не только финансовые преимущества. К ним относится большая протяжённость пути после всего лишь одной заправки для машин, имеющих традиционное и ГБО. Это весьма удобно для поездок на дальние расстояния. Ведь получается, что общий пробег за счёт бензина и газа вырастает вдвое, ведь ёмкость баллонов очень редко уступает объёму топливных баков машин с ГБО.

Одним из важнейших достоинств газа является высокое октановое число, что сводит к нулю детонационные явления, а значит, на шатунно-поршневую систему нагрузка уменьшается.
С точки зрения экологии газ тоже предпочтительнее: вредных примесей, угарного газа в его выхлопах намного меньше. Вот почему эксплуатируя машины на газобаллонном оборудовании массово можно существенно улучшить экологию городов.

Воздух с газом смешивается намного лучше, чем с бензином, а это означает тихую и мягкую работу двигателей. По сравнению с бензином газ является более чистым, нагар и копоть от него не образуются, не засоряется масло, и, значит, менять его приходится реже, один раз 5 лет.

Машины, работающие на ГБО дольше сохраняют ресурс агрегата, не подвергая систему амортизации. А ещё они сами себя могут защитить от угона: если коммутатор отсоединить, то поступление двух типов топлива будет прекращена. Завести мотор будет невозможно.

Но у автомобилей на газе есть и противники. Они руководствуются следующими факторами: газ сгорает не так интенсивно, как бензин, и потому двигатели теряют мощность, динамика разгона очевидно снижается. Эксплуатируя ГБО, нужно знать, что оно приводит к возрастанию нагрузок на клапаны. Дл снижения риска их перегревания клапанный зазор увеличивают на треть. Но двигателю работать со скоростью с более 5 тыс. оборотами/мин. всё равно не рекомендуется. Газобаллонное оборудование занимает много места в багажном отсеке, увеличивая при этом нагрузку на заднюю ось. Но для грузовых машин размер и вес ГБО ощутим не будет.
Зимой лопаются резиновые детали, что может нарушить работу всей газобаллонной системы. Вот почему в сильные морозы рекомендуется прогревать автомобиль на бензиновом топливе, а только потом переходить на работу газового оборудования.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосовало 1, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*