Автомасла и характеристики масел для автомобиля

Главная » Автожизнь » Автомасла и характеристики масел для автомобиля

Какими бывают автомасла, характеристики различного масла — насколько это важно знать? Да и зачем углубляться в специфические термины просто автовладельцу?
автомасло
От правильно выбранного масла зависит срок службы автомобиля, износ его деталей, рабочих элементов. Часто неправильный выбор масла влечет его утечку, чрезмерное потребление мотором, и это в лучшем случае. Плохое масло является причиной затвердевания и растрескивания, закоксовывания колец, сальников, уплотнителей, засорения масляных каналов, нагара, это, в свою очередь, может привести к более серьезным проблемам. Смазка всех рабочих элементов должна быть эффективной.

Нужно уметь подбирать масло к различным автомобилям, есть марки, для которых смазки уже не изготовляются, тогда нужно знать, какое подойдет. Есть виды моторных, трансмиссионных масел.

Свойства автомасла, основные характеристики

При переработке нефти образуются мазутные вещества, это 70-90% ее объема. Раньше об их свойствах не знали и сжигали их, пользовались как топливом. Совершенствуя технологии, ученые научились выделять из них масляные вещества, получались минеральные, нефтяные составы автомобильных масел.
Современные автомоторы очень требовательны к смазкам, поскольку в них возникают большие температурные и механические нагрузки. Учитывая особенности автомобиля, в масло могут добавляться добавки, которые придают ему нужные свойства, они называются присадками. Для примера: есть антиизносные присадки, для уменьшения отложений налета на деталях, которые исключают пригорание колец. В масле их может быть около 10 штук. Среди характеристик моторного масла важнейшей является вязкость.

Разнообразие автомобильных масел поражает, они бывают моторные, трансмиссионные. Вот лишь несколько названий: CASTROL, ADDINOL, NESTE, SHELL. Состав их и свойства указаны в характеристиках на емкости. Выбирая, нужно помнить о двух главных параметрах: допустимо ли использовать для данного типа мотора и подходит ли вязкость, она определяется климатом, где эксплуатируется мотор. Для этого существует маркировка и система индексов.

Зарубежная маркировка для моторного масла обозначается американскими стандартами SAE, эти буквы означают вязкость, а цифры после них — ее степень. Литера W обозначает состав для зимы (от Winter). Для этой характеристики есть показатель SAE J300, в него входят зимние виды — OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Это обозначает возможности для холодного старта, прокачиваемость от -30°С и до +5°С. Смеси для лета без литер, для них существуют индексы 20, 30, 40, 50 и 60.

маркировка вязкости

Но при езде на машине целый год или при часто пересекающихся климатических зонах пользоваться сезонными составами не очень выгодно, ведь их нужно часто менять. Лучшим выходом из этого являются внесезонные составы, в них за литерами SAE идет индекс для зимы, а после него летний через черточку, дробь, но иногда и без них, например — SAE 10W20 и SAE 15W-50.

Как оценить качество моторных масел.

Тут есть квалификационные характеристики от нефтяного института Америки — API. Показателем служит индекс качества.Сначала идут эти литеры, а потом уровень качества, их два: S — для бензиновых моторов, С — дизели. Качественность отображается литерами, их 8 для бензиновых агрегатов: А, В, С, D, Е, F, G, Н, для дизельных — 6: А, В, C, D, E, F4.

Виды моторных масел по API. Нужно знать, что некоторых индексов уже нет, для бензина — SA-SD, нет и SE (для механизмов до 1979 г.), SF (1980-1988 гг.), SG (1989-1994 гг.). Лучшим индексом для новых бензиновых агрегатов является — SH (от 1993 г.).
Нет масла для дизелей САСС, CS (с 1955 г.). Легковым машинам рекомендованы СЕ с 1984 г. хороши при нагрузках CF4 (1991 г.).

ССМС (Собрание автоконструкторов держав) осуществляет мониторинг свойств масел, тут есть своя индексная таблица. Сегодня она реформирована и называется АСЕА, спецификации ее разработаны, но индексы ССМС пока используются.
Вот соответствия различных индексов:

  •  ССМС G4, ССМС G5 — API SFnSG/SH — бензиновые;
  •  ССМС D4, ССМС D5 — API CD и CE/CF4 — дизельные.

ССМС PD2 — значит, что состав применяется в дизелях легковых авто. Индексы G1, D1, G2, G3, D2, D3, PD1 — не действуют. МIL-L — состав подходит для армии (стандарт для американской).

Есть сертификационный индекс JLSAC (комитет по смазочным веществам), знак ЕС (энергоэкономичные). Последние уменьшают трение, экономят около 3% топливных веществ (группа ЕС-ll), 1,5% (ЕС-1).
Есть иногда сертификационные цифры изготовителей машин, которые присваиваются в результате испытаний. Они указывают, что именно такой состав рекомендован для конкретно этой марки авто.

Синтетические составы

Структура минеральных составов является результатом манипуляций с нефтяными веществами, но есть еще и составы синтетического происхождения. Они образуются химическими реакциями из животных, растительных смесей. Такой продукт стоит на 20-30% больше, но дольше служит, лучше сохраняет мотор. Он лучше минеральных составов с аналогичными свойствами. У такой смеси вязкость лучше, она меньше испаряется, имеет границы температурной среды и стойкость к окислению больше.

«Синтетика» хороша для холодного запуска, бережет конструкцию со значительными нагрузками, экономит ресурсы, ее потребление ниже. Примером может стать состав синтетики NESTE-I 5W/50: температурные границы -51°С — +215°С. Отдельный уровень вязкости присущ лишь им, образец: 5W — ADDINOL Superlight 5W-40, OW-CASTROL Formula SLX OW-30. Его применяют во всех средах, режимах, он имеет идеальные текучие свойства при 0°С, с перегревами в среде с +150°С уровень вязкости сравним лишь с весьма густым 5W-40.

Важно помнить, составы с синтетикой и минеральные нельзя смешивать, кроме случаев, специально указанных в инструкции. В некоторых случаях технологии достигли такого уровня, что это допускается.
Если используется моторное масло качества ниже на ступень, чем то, которое рекомендовано для мотора, это неизбежно стает причиной уменьшения функциональности агрегата. И наоборот, не стоит заливать смеси с лучшим качеством, нежели рекомендованные.


Описание дизельных масел

Бытует утверждение о подходящих любых дизельных автомобильных маслах для дизелей легковых авто. Это ошибочно. Есть разница между такими авто: с легковыми, грузовыми конструкциями. Первые имеют мотор легче и меньше, по размерам он такой, как бензиновый, грузовые моторы намного больше. Небольшие параметры поршней, цилиндров, объема мотора делают среду смесеобразования, сгорания хуже, чем в большом дизеле.
Достижение хорошей мощности в меньшем двигателе требует существенно увеличивать обороты.

Вот технические характеристики: мотор на 2 л с 4000-4500 оборотов достигает такой же мощности, как большой 12-литровый двигатель при 1900-2100 оборотах. Соответственно, в меньшем нагрузки на элементы существеннее, их последствия призван уменьшить масляный налет, период образования смесей сокращено, поэтому к маслу есть иные требования.

Часто дизели легковых авто дополнительно оборудуют «вихревыми» отсеками горения, они имеют недостаток — образуются сажные продукты. В такой среде густота увеличивается быстрее, частицы сажи крупные, поэтому нужен состав с существенными диспергирующими качествами.

Турбированные конструкции имеют большое давление воздуха, в некоторых отделениях оно значительнее, чем в иных частях, у таких моторов газы быстрее поступают в картер, плюс существенная температура поршневых механизмов, недостаточное подшипниковое охлаждение компрессора (он делает около 40 000 об/мин), поэтому среда под масло намного хуже, оно изнашивается быстрее.

Такие дизели имеют высокие требования к экологичности, для соблюдения норм есть катализаторы выхлопов, это усложняет работу масла. Для замены его в таких моторах сроки короче, чем габаритных агрегатов.

Пример: в грузовых машинах смазка CastrolTurbomax меняется, пройдя 45 000 км, а «синтетика» CastrolSyntruck — достигнув 90 000 км, в легковых моторов — 7000-15000 км.

Под дизели меньшего размера смазки другие. Упаковке должна указываться полная маркировка всех свойств. Вот пример состава Castrol GTX5 Lightec: SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA АЗ-96, ВЗ-96, VW 00, VW 00. Она читается так: густота -10W-40, степень качественности АРІ — SJ (высокая, бензиновая), под дизели — CF. Указаны данные по индексации АСЕА (европейские изготовители): АЗ-96 — высокий, бензиновый, ВЗ — под дизели. Состав подходит к нормам «Фольксваген» VW 505.00, это делает его пригодным ко всей продукции легкового вида «Мерседес-Бенц».

Упаковка указывает данные:

  •  фирмы;
  •  наименование состава автомасла;
  •  индексы API (SG — качество высокое, под бензиновые, СЕ — дизели);
  •  знак SAE (вязкость). Образец: SAE 5W — только для зимы, SAE -40 — лето, SAE 15W-40 — всесезонка;
  •  химическая структура: синтетика, полусинтетическое, минеральные компоненты;
  •  номер выпуска;
  •  время выпуска.

Вот образец по пунктам: ВР (BritishPetroleum), Visco2000, SG/CC, SAE 15W-40, Min. (минеральные компоненты), № 234567/96, 31.01.1998.

«Продвинутые» составы автомасел, отличаются от чисто с минеральными составами, в которых отсутствуют присадки, тем, что быстро становятся темными. Это их свойство среди характеристик масла естественное, оно не свидетельствует о порчи, выработке, это не индикатором замены.
Бензин появляется в смазке посредством бензонасоса, нужно контролировать состояние его уплотнителей, сквозь карбюратор — когда сломался клапан запорный или игольчатый в поплавковом отсеке. Тогда машина функционирует в «нагруженном» состоянии при значительной трате топлива. Если расход стает меньше, например, при холостом функционировании, уровень в поплавковом отсеке растет вследствие протекания клапана, карбюраторный механизм даже может переполниться.
Тогда появляется черный выхлоп, увеличением СО2, низкими оборотами холостой работы, произвольной остановкой мотора. Для бензина, который сливается в таких случаях, под карбюратором есть труба для дренажа и коллектор.

Засорившаяся, она есть причиной попадания топлива в цилиндры, они испаряются, если он горячий, а при пуске в холод — топливо по стенкам попадает в картер, смешивается со смазкой, при дальнейшей работе мотора оно также испарится, вот почему определить это нелегко. Тогда ощущается отчетливый запах бензина, которого нет в моторе. Чтобы удалить бензин из масла советуют выехать на скоростное шоссе, на полчаса-час, так масло очистится от бензина. О его наличие сигнализирует индикатор давления смазки при холостой работе.

Выбор автомобильных масел

Нужно читать инструкцию и нормы для своего авто. Турбированные, форсированные, многоклапанные любят качественные виды: SG, SH, CD, СЕ. Зарубежные авто от 1988 г. не любят смазку изготовленные в СНГ. Расплодившееся добавления, присадки используют с умом, часто они есть причиной вредного налета в системах агрегата, забиваются фильтры и пр. При приобретении не смотрят на яркую упаковку, а читают данные о производителе и качестве, есть много подделок. Должен быть оригинал сертификата с номером партии, такой же должен быть на упаковке.
Упаковка моторного масла должна предохранять от попадания воздуха, а особенно влаги. Несколько миллиграммов воды способны испортить масло, внутри образуется осадок, присадки. Прохладное место наилучшее. Если смазка долго хранилась, ее предварительно перемешивают.

Отечественная и продукция СНГ

Их сравнительные данные хуже зарубежных. Аналогов смазкам высокого качества нет. Отечественная индексация все такие смеси называет моторными, и делит на 6 видов характеристик масел: Б, В, Г, А, Д, Е. Машинам подходят только три первые. Они, в свою очередь, делятся на марки. Состав обозначается литерой М, потом, вязкость, вид, знак 1 или 2 (карбюраторное или дизельное). Если последнего индекса нет, оно подойдет двум.

«И» после литеры — масло с импортными составляющими. Пример: М-8Г1 — моторное, густота 8, Г1 — группа Г под карбюраторные моторы. Есть загущенные составы, они имеют вязкость с низкой зависимостью от температур: М-6у/10Г1: 6, условный уровень вязкости для 18 градусов, «у» — смазка со сгущающей присадкой, зимнее и всесезонное, 10 — вязкость для 100 градусов, Г1 — класс Г для карбюраторных агрегатов.
Характеристики моторных масел СНГ имеют 22 уровня вязкости: 4 для зимы (3-6), 2 — для лета (6-20), 11 — для всех сезонов (3 3/8 — 6 3/ 16). Цифра указывает на уровень кинематической вязкости.

Для всех сезонов есть маркировка смешанная. Сначала — зимний указатель, дробь и летний. Буква М начинает маркировку, потом — степень вязкости, литера качества. Образец: М12П — летнее, агрегаты на бензине, вязкость 12, Г1 — качество или М6 3/12Г1 — все сезоны, вязкость 6 3/12, Г1 — качество.

Советы: использование и замена автомасел

Меняется раз в год при незначительных пробегах. У дизелей они меньше наполовину между сменами смазки, чем у бензиновых. Использование разных составов очень нерекомендуемое. Также не рекомендуют смешивать одного вида, но различных марок, а одинаковый тип и марка, но с разной вязкостью — допускается. Перед заливкой автомасла другого состава, мотор промывается маслами моющими. Это надо сделать, если на элементах агрегата есть вязкие, смоляные отложения. Промывка выполняется также обычным маслом, оно меняется через 300-500 км.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосовало 2, оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

2 Комментарии

  1. Здравствуйте вопрос такой,работаю в депо и есть халявное дизельное масло минералка мв14в2.В собственностидля старенькая волга 402 мотор,масло льет из за картерных газов наружу приходится покупать и доливать…В целях экономии хочу попробоватьочень лить мв14в2.Стуканет ли мотор от этого масла?

    • Думаю такое масло рассчитано под определенный двигатель и его механические нагрузки, необходимо перед тем как его заливать, сопоставить и сравнить все характеристики и химический состав, что не так просто сделать, так что заливать бы я его не стал.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*