Чип-тюнинг двигателя

Главная » Тюнинг » Чип-тюнинг двигателя

Чип-тюнинг (chip-tuning) двигателя понятие относительно новое, но уже успевшее обрасти различными домыслами и легендами. Суть его — изменение программ электронного блока управления двигателя, направленных на усовершенствование работы двигателя. Если обычный тюнинг — создание видимых изменений, при чип-тюнинге эффект невидим и проявляется в процессе эксплуатации автомобиля.

чип тюнинг

В зависимости от волеизъявления заказчика и от ряда проблем, требующих решения, чип-тюнинг способен изменить такие параметры:

  •  сокращение расхода топлива;
  •  повышение мощи двигателя;
  •  обеспечить плавный, без резких рывков запуск авто;
  • оказать влияние на любое устройство, контролируемое электроникой;
  •  изменение угла опережения зажигания;
  • задать время впрыска топлива;
  • уменьшить/увеличить токсичность выбросов.

Процедура «перечиповки» производится специалистом с должным уровнем квалификации: при помощи спецпрограмм – контролеров изменяются заводские настройки. Изменение характеристик автомобиля возможно при комплектации электронным блоком управления (ЭБУ) мотором, на микросхеме — чипе, на который и записываются стандартные настройки авто.

ЭБУ еще называют бортовым компьютером, иногда и «мозгом» автомобиля, а поэтому чип-тюнингование операция также и ответственная — дилетантское или халатное отношение к ней может повредить «мозги» и вызвать серьезные последствия, вплоть до полной замены электроники. Поэтому предварительно перед проведением этой процедуры, взвесьте все аргументы за и против, действительно вам необходимо что–то менять в стандартных настройках автомобиля, либо вы следуете за модой или просто вами руководит любопытство – как будет реагировать авто после перепрошивки.

Ситуации, при которых рекомендуется или настоятельно советуется производить чип-тюнинг двигателя:

— если в новом автомобиле даже после 10 тыс.км пробега не произошли существенные изменения в мощности двигателя: разгон с места, мощность мотора и потребление топлива не соответствуют заданным в техпаспорте характеристикам (до указанного километража, это явление можно списать на период обкатки);

— выявлены ошибки серийного программирования, а к заводу-изготовителю претензии нельзя предъявить по разнообразным причинам (переезд, отсутствие/нарушение гарантийных обязательств, машина оформлена с проблемами или на отсутствующего человека);

— нестандартный мотор, при заводском программировании ресурс мощности не будет задействован в полной мере — смысл форсированного двигателя, если невозможно пользоваться его возможностями по полной;

— при переходе на другой тип топлива, скажем, на газ или альтернативное биотопливо, стандартные настройки, рассчитанные для потребления другого горючего, могут ошибочно срабатывать либо не срабатывать вообще;

— владелец автомобиля точно определился, чего он хочет добиться от работы двигателя, а также остальных систем и подгоняет авто «под себя».

Чип-тюнинг двигателя

Процедура не такая простая, результат зависит от целой цепочки взаимосвязанных элементов, основные моменты которых:

1. Четко изъявленные пожелания заказчика.

Каждый, кто хоть раз сталкивался с очень нервной работой – общением с людьми, поймет, что порой сложить весь перечень требований и просьб по поводу желательной переделки двигателя — это уже успешно выполненная половина работы. Чтобы исключить взаимные упреки и недопонимание, рекомендуется заранее обговорить или даже записать необходимые моменты. Фраза «сделайте чтобы было лучше» очень часто видоизменяется в «ничего не изменилось»; при условии предварительных договоренностей, обе стороны застрахованы от разочарований и взаимных укоров. В любом случае, при таком тюнинге, в ПЗУ (постоянном запоминающем устройстве), сохраняется старая программа, которую в любой момент можно вернуть в компьютер.

2. Квалификация исполнителя.

Делать нейрохирургическую операцию где-то в подвале у интерна-стажера не согласиться никто; но когда дело затрагивает автомобильный «мозг», многие считают, что сэкономят кучу денег, если обратятся по знакомству к начинающему программисту или в сомнительную фирму.

  1. Программное обеспечение (ПО) для подобных целей стоит от 5 тыс. евро и выше и позволить себе его приобрести может не каждая даже солидная фирма, поэтому если такую процедуру выполняет относительно небольшое частное предприятие, тут может быть подвох с качеством и пиратским происхождением программного обеспечения.
  2. Работать на нем тоже надо уметь, процедура «чипования» сравнительно молодой вид услуг для отечественных автолюбителей и действительно грамотных специалистов в данной области немного. Допустим, вы решились на изменения в авто — не поленитесь провести небольшой мониторинг по данной услуге в вашем регионе, выслушать отзывы и проконсультироваться с клиентами выбранной компании.
  3. Есть возможность, что в автомастерской эту процедуру выполняют в две фазы: занимаются «черновой работой» сами, а тонкое программирование доверяют специализированному центру, тогда качество программирования будет надежным, а цена ниже, чем у конкурентов.

Какой бы вариант не выбрали лично вы, следует не забывать, что ответственная процедура может серьезно повлиять на механизмы всего автомобиля, поэтому подходить к ней тоже надо ответственно, тогда результат будет радовать и в долгосрочной перспективе.

Многие автовладельцы, узнав о чип-тюнинге, не решаются на эту операцию именно из-за недостатка информации, а также множества заблуждений и домыслов насчет опасности и бесполезности программирования. Например, в одно время считалось, что данным вопросом интересуются только уличные гонщики — стритрейсеры, которым тюнинг позволяет гнать авто на предельной мощности. Как мы уже узнали ранее, целью перепрошивки бортового компьютера является не сколько увеличение мощности мотора, сколько использование его потенциала с оптимальным результатом по заданным параметром, которые отличаются у каждого владельца.

Ответы на вопросы, зачем чип-тюнинга двигателя?

Вопрос по чип-тюнингу №1:

Зачем изобретать велосипед и изменять готовые заводские настройки самостоятельно, если с большим успехом это может быть выполнено самим изготовителем с учетом часто повторяющихся жалоб по данным опросов. Максимальную мощность двигателя вообще можно сразу ставить в соответствии с заявленной в техпаспорте, почему я обязан платить заново за то, что вроде уже купил?

Завод-изготовитель помимо, безусловно, самих покупателей, ориентируется на нормативные документы, регламентирующие его деятельность. В частности это экологические требования, предписывающие максимально уменьшить выброс вредных отходов, что невозможно сделать при предельной мощности мотора. Также при изменении одного из технических параметров, необходимо регулировать остальные, что не всегда совпадает с усредненными показателями, которые специалисты предприятия разрабатывают для всех машин одной модели.


Производитель не может предугадать условия, в каких будет эксплуатироваться каждый отдельно взятый автомобиль. Поэтому если для жаркого климата определенные настройки будут подходить идеально, в условиях суровой зимы может произойти отказ некоторых систем. Следовательно, оптимальными будут параметры усредненные между двумя крайностями, к тому же это позволит владельцу «подогнать» свое авто лично для его региона.

Ну и конечно, без подвоха никуда, поэтому хитрые маркетологи придумали очередную уловку: в одном модельном ряда могут быть несколько образцов авто, отличающихся только мощностью двигателя и несколькими параметрами с ним связанные, а также, соответственно, ценой. А как именно можно эти параметры изменить с минимальными усилиями? Правильно, путем разных прошивок, значит производитель может накрутить дополнительную прибыль, параллельно экспериментируя и усовершенствуя программное обеспечение.

Вопрос по чип-тюнингу №2: Вмешиваясь в грамотное программирование со всеми ограничителями, и выставляя максимально возможные усиления, срок эксплуатации двигателя и всех составляющих, соответственно будет уменьшаться, что приведет к быстрому его изнашиванию.

Исследования не подтвердили, но и не опровергли взаимосвязь между чип-тюнингом и преждевременным старением мотора, но если двигатель и не доживет до пенсии последние 50 тыс.км, навряд ли хозяин автомобиля будет жаловаться. Срок службы современных автомоторов — миллионы километров, поэтому, давайте посмотрим реально: задолго до указанного срока машина в любом случае не раз пройдет ТО и побывает в чутких руках автослесаря, так что существенное влияние на срок эксплуатации чип-тюнинг оказать не сможет. Но это, повторяюсь, только при условии грамотного его проведения, а не кустарной работы неопытных знатоков.

А вообще главный фактор преждевременного износа мотора – некачественное топливо и несвоевременная замена масла либо некачественное масло.

Вопрос по чип-тюнингу №3:

Потеряю ли я заводскую гарантию, изменяя исходные загрузки ЭБУ?

Это, пожалуй, больная мозоль для желающих сделать чип-тюнинг недавно купленного автомобиля и главная причина отказа от него. Безусловно, условия гарантии будут нарушены, но, как было сказано выше, чип-тюнинг — процедура, не проводящаяся непосредственно в день покупки новенького авто. Одним из показателей проведения вмешательства в электронную начинку компьютера является изменения необходимого формата настроек при недостаточной обкатке автомобиля, что происходит не ранее 10 тыс. отбеганных километров. Согласитесь, лучше что-то поменять в автомашине после нескольких месяцев пробега, чем ждать несколько лет пока пройдет гарантия, при этом самому приспосабливаясь к неприемлемым условиям.

Следует также не забывать, в случае, вдруг ваша машина отлично прошла обкатку и вы самостоятельно притерлись друг к другу, необходимость проведения дополнительного тюнинга отпадет сама собой — зачем что-то менять, если и так все в порядке.

Вопрос по чип-тюнингу №4: Максимально возможное увеличение мощности двигателя — насколько его можно выразить в качественных показателях?

При основной цели — добавить мощи мотору, чип-тюнинг поможет обычному двигателю нарастить обороты примерно до 15% максимум.

Другое дело – турбодвигатель, которому дополнительная прокачка добавит от 30% до 50%, при должном уровне мастерства исполнителя и подходящей модели.

Вопрос по чип-тюнингу №5:

Что еще изменится при увеличении мощности в основных параметрах систем автомобиля?

Корректируя основные параметры мотора, учитывайте, что добавить ко всем функциям знак плюс не получится и у супер–профессионала. Работа двигательной системы — сложный процесс, состоящий из многих факторов; оптимизируя их между собой, делается выбор для оптимальной комбинации.

Хорошим показателем удачного тюнинга будет добавление крутящего момента на 5-10%, также выставляются соответствующие оптимальные значения режима холостого хода, холодного пуска, температуры работы вентилятора для системы охлаждения. Важным моментом будет устранение ошибок стандартного программирования.

Прибавка мощности у так называемых «зеленых» двигателях будет значительной – до 30% за счет устранения чрезмерных ограничителей расхода топлива.

Вопрос по чип-тюнингу №5:

Зачем тюнинговать обычный двигатель: ради каких-то 10-15%?

Как уже ранее говорилось, увеличение мощи двигателя – не главная задача «чипования», а добавление крутящего момента при нарастании оборотов — очень важный бонус.

Вопрос по чип-тюнингу №6: Можно ли сохранить экологические параметры и одновременно добавить мощности двигателю?

К сожалению, эти понятия подчастую взаимоисключающие, большая мощь приобретается за счет снижения ограничителей подачи топлива, что приводит к добавлению объема выхлопов.

Вопрос по чип-тюнингу №7:

Если я проведу чип-тюнинг, спустя какое время и как именно проявится результат?

После разговоров о снижении количества потребляемого топлива, большинство автомобилистов разочаровываются, заметив напротив, увеличенное потребление. Этот момент вызван чисто человеческим фактором – первоначально все хотят убедиться в добавленной мощности мотора, что провоцирует разгоняться, где надо и не надо. Когда первый ажиотаж утихнет, потребление горючего оптимизируется.

Для точных сведений, можно обратиться и в спецсервис, где проводятся замеры на стендах основных характеристик автомобилей. Сделав статистику «до» и «после», вы будете точно знать результаты, которые отличаются не только у разных моделей машин, но и у абсолютных «близнецов» — корректировка ПО вещь сложная и непредсказуемая.

Вопрос по чип-тюнингу №8:

При проведении чип-тюнинга можно ли увеличить показатель чувствительности педали акселератора?

Определенное воздействие оказать вполне возможно, но лучший результат будет достигнут при помощи установки дополнительного электронного блока для данного узла и подключение его к ЭБУ.

Вопрос по чип-тюнингу №9:

Есть ли отличие чип-тюнинга для разных типов двигателей?

Сам процесс отличаться не будет, разными будут поставленные цели. Для бензинового типа двигателя обязательными будут корректировки угла опережения зажигания; для дизельного – угол впрыскивания.

В турбомоторах будут сразу изменяться параметры давления наддува, атмосферным двигателям важнее отрегулировать подачу топлива и угол зажигания.

Общий измененный параметр для любого типа двигателя — объем подаваемого топлива уменьшится, одновременно увеличивая КПД работы двигателя, что приведет к экономии горючего при увеличении мощности.

Вообще в такие тонкости будет углубляться специалист по программированию, выдерживая максимально полезную комбинацию хочу/могу.

Напоследок о чип-тюнинге двигателя

Решаясь на проведения чип-тюнинга своего автомобиля, прежде всего удостоверьтесь в необходимости данного вмешательства. Следующий шаг – четко сформулируйте, что вы хотите от данного перепрограммирования, соберите больше информации о процедуре, плюсы/минусы ее проведения и возможных последствиях. Выбор исполнителя – также важный момент, здесь главное правило – не пытаться сэкономить в ущерб качеству.

Эксплуатация двигателя — вечный компромисс ожидания и возможностей автомобиля и выбрать необходимо самый оптимальный вариант, не нарушая равновесия систем. Чип-тюнинг серьезное вмешательство в работу мотора, без которого, нередко нельзя обойтись, но вопрос о его проведении можете решить только вы.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосовало 2, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 Kомментарий

  1. Самый эффективный для чип тюнинга мотор — это дизель с турбиной, а на атмосферниках большого прироста не будет, да и вообще только динамические характеристики можно поправить. Это в принципе большинству водителей и надо, особенно в городе. Тут прибавка коней ничего не даст, а вот бодрый разгон и отзывчивая педаль очень помогут. Недорогие и хорошие прошивки можно купить у адакта и паулюса, но самостоятельно делать чип все таки не стоит, уж лучше съездить в сервис + диагностику сразу провести

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*