Роторно-поршневый двигатель Ванкеля

Главная » Двигатели » Роторно-поршневый двигатель Ванкеля

У роторно-поршневого двигателя Ванкеля имеются преимущества и недостатки.

В истории двигателей внутреннего сгорания было много эволюции, но мало революций. Разговоры о радикально другом дизайне всегда приводят к одному имени – Ванкель. Роторно-поршневой двигатель наиболее часто можно обнаружить в автомобилях Мазда. Начал он применяться с конца 50-х годов. Мотор Ванкеля – это пример дизайна, имеющего смысл только на бумаге. Однако на деле проблемы возникают из-за недостатков исполнения в реальном мире. Однако в своё время он был назван двигателем будущего.

роторно поршневой силовой агрегат

Преимущества роторно-поршневого двигателя Ванкеля:

  • — небольшие размеры и вес;
  • — мизерное количество узлов (даже меньше, чем у поршневого ДВС);
  • — двойной выигрыш приёмистости при размерах сравнимых с тривиальными ДВС;
  • — равномерность работы благодаря отсутствию возвратно-поступательных движений в конструкции;
  • — заправляется низко-октановым бензином.

Недостатки даигателя Ванкеля:

  • — малоэффективный цикл сгорания, результат – повышенный расход топливной смеси и токсичность выхлопа;
  • — повышенные требования к смазке мотора, как следствие – большой угар масла;
  • — выпуск на площадках для производства стандартных ДВС невозможен;
  • — необходимость переоборудования линий для серийного запуска роторно-поршневого двигателя.

Изобретение и история роторно-поршневого агрегата.

Идея мотора Феликса Ванкеля появилась во сне. В нём 17-летний Феликс вёл автомобиль на концерт. Когда он прибыл, то похвастался своим друзьям, что его автомобиль оснащён новым типом двигателя – наполовину турбинным, наполовину возвратно-поступательным. «Это моё изобретение», – козырнул Феликс. Как только парень проснулся, он стал одержим конструированием его инновационного двигателя. Хотя он никогда не имел водительского удостоверения, изобретатель был одарённым инженером. В военные годы Феликс Ванкель был приверженцем нацизма и после войны провёл несколько лет во французской тюрьме.

Работа над конструированием двигателя возобновилась в 1951 году с основанием Motorenwerke AG. Первый рабочий прототип мотора был произведён в 1957 году. Назван он был DKM 54 и имел ротор и крепление, располагающееся на разных осях. Двигатель был способен к высоким вращательным скоростям, до 17 000 оборотов в минуту. Обслуживание было проблемным, для замены свечей зажигания необходимо было снятие всего агрегата.


схема работы роторного мотора

Конструкция роторно-поршневого двигателя Ванкеля

Роторно-поршневой двигатель прост: блок, вал, ротор. Весомой для двигателя является задача уплотнения роторов, которая не была решена за десятилетия.

Углы ротора создают три камеры внутри блока. Они перемещаются вместе с вращением ротора. Топливная смесь и воздух забираются через втягивающие отверстия, прижимаясь к узкой стороне корпуса, воспламеняются от свечи зажигания. Расширяющиеся газы толкают ротор, пока вершина не проходит через выпускное отверстие, через которое высвобождаются отработанные газы.

Гениальность мотора Ванкеля в том, что процессы проходят во всех трёх фазах параллельно. В итоге двигатель «поставил процесс сгорания на конвейер». Не будет преувеличением резюмировать, что однороторный двигатель Ванкеля аналогичен трёхцилиндровому поршневому двигателю.

Мотор имеет свои особенности, например не имеет смысла тормозить роторно-поршневым агрегатом. Вредны для системы зажигания частые старты: они «убивают» свечи. «Ванкель» имеет очень характерный звук, считать это достоинством или недостатком – решать владельцу.

Значительным недостатком РПД является большой расход топлива, данное обстоятельство легко объяснимо ввиду потерь тепла сквозь стенки камеры. Чрезвычайно велико «масложорство». Ресурс роторно-поршневого мотора меньше классического, благодаря ускоренному износу уплотнений ротора.

Коробка передач характеризуется коротким передаточным рядом и увеличенным количеством скоростей. Помогло бы внедрение вариатора, но на спорткарах такой тип коробки не приемлем. Стоит добавить к минусам роторно-поршневых моторов огрехи всех двухтактных поршневых агрегатов. Неудивительно, но и устраняется большинство этих проблем подобным же образом: немалое потребление топлива – непосредственным его впрыском, низкая эластичность – переменными фазами и настройкой трубопроводов. Подобное было реализовано в двигателе для Mazda RX-8.

Коммерческое применение и развитие роторно-поршневого двигателя

Было несколько лицензий роторно-поршневого двигателя. Почти каждый крупный автопроизводитель затрачивал время на исследования концепта. General Motors создало два роторных прототипа. Rolls Royce создал две модели с низким и высоким давлением роторов. Несколько компаний запустили производство двигателей Ванкеля. Куртис Райт сконструировал двигатель аэроплана на прототипе Ванкеля. Sachs производил маломерные охлаждаемые воздухом моторы для всего: от бензопил до снегоходов. Нортон создал несколько мотоциклов с двигателем .

Однако главнейшим производителем, работающим с двигателями Ванкеля для автомобилей по сей день, остаётся «Мазда». Серия RX спорткаров стала синонимом двигателя РПД на десятилетия. Последней моделью стала RX-8, выпуск которой был остановлен в 2011 г. «Мазда» не собирается останавливаться на двигателях Ванкеля: такие концепткары, как RX-Vision, доказывают продолжение их исследований.

Видео работы роторного мотора Ванкеля

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосовало 2, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 Kомментарий

  1. Очень хорошая статья. содержательная. и не длинная. редко такое встретишь.

    В моторе Ванкеля Маздой не замечено около 72 недостатков.
    Пять из них критичны (если бы не они. то этот тип двигателя занял бы достойную нишу)
    1. тупые эксперименты со смазкой уплотнений. центральную маслофорсунку вернули только в 2010-м году на рестайле.
    2. перекладка апекса в пазе. высоту апекса в пазе нужно увеличивать до 9мм, а не уменьшать до 5-ти. Нужно переходить к двойным уплотнениям в пазе.
    3. Послойное смесеобразование требует много-искрового много-точечного зажигания. 2 свечи на секцию — Мазда вы наркоманы чертовы! в мотор можно установить 8 свечей на секцию! восемь! авто производители поршневых моторов спят и видят как бы вторую свечу добавить и не могут. А тут место под 8 но ставим уже 40 лет две — они упоротые. Можно снять проблему не сгорающего топлива и экологию сразу.
    4. полное отсутствие рычага в моторе — как следствие нет мощности, повышенный удельный расход топлива и работа на высоких оборотах. 15мм рычаг. эксцентриситет =15мм. вдумайтесь. на моторе с поршнями ход поршня увеличивают чтобы рычаг добавить 80мм ход поршня — это 40мм рычаг. где 40 и где 15 сравните. ротор нужно сделать тонким 40 мм ширины и увеличить его радиус!
    Они пытались сделать менее вытянутую камеру сгорания. Это как раз тот случай, когда воду выплеснули вместе с младенцем. Не за счет же рычага это надо делать.
    Спасли 2 процента тяги — выкинули 80%! «справились».
    5. вся конструкция держится на 2-х опорных подшипниках скольжения. где средняя опора? Где она? нету. износ вкладышей к 50-ти тыс. пробега, нарушение геометрии, потом повышенный износ и разрушение. Это даже не говоря уже о том что такое пренебрежение к опорам вала на котором конструкция весом 10кг вращается это потеря мощности и момента.

    Исправлять когда будем?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*